
Родители «особого» ребенка не однократно задаются вопросом: как развивать малыша, как помочь ему стать полноценным членом общества, частью социального окружения? Актуальность проблемы состоит в том, что дети первых лет жизни с ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями имеют трудности включения в образовательный процесс в силу тяжести и сложности нарушений развития или расстройств поведения, приводящих к трудностям социальной адаптации. А ведь именно период раннего детства отличается наиболее интенсивным темпом развития ребенка, высокой пластичностью высшей нервной и психической деятельности; это благоприятное время и является сензитивным периодом для развития его моторики, психики и речи.
Решением этой проблемы занимается Отделение ранней помощи, созданная в 2014 году на базе детского отделения Государственного бюджетного учреждения города Москвы Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой.
Отделение ранней помощи – это служба длительной семейно-ориентированной медико-социальной и психолого-педагогической помощи детям младенческого и раннего возраста с нарушениями развития, а так же детям, имеющим риск возникновения таких нарушений в более старшем возрасте, и их семьям.
Целью работы такой службы является оказание всесторонней помощи семьям, воспитывающим детей раннего возраста, имеющих нарушения развития или риск их появления, содействие оптимальному развитию таких детей, включение их в среду сверстников и образовательное пространство, социальная адаптация и интеграция в общество, развитие родительской компетентности, профилактика инвалидности в раннем возрасте.
Целевой группой Отделения ранней помощи являются дети в возрасте от 0 до 3 лет, имеющие ограничение жизнедеятельности или дети из группы риска.
В программу включаются семьи с детьми, имеющими хотя бы один из нижеперечисленных критериев:Показать
- церебральные и спинальные параличи,
- генетические синдромы и хромосомные аберрации,
- наследственно-дегенеративные заболевания нервной системы,
- врожденные аномалии развития ЦНС и других органов и систем (расщелины неба, грубые деформации конечностей и т.п.),
- органические поражения ЦНС (любой этиологии),
- поведенческие, сенсорные, речевые и другие интеллектуальные расстройства,
- дети со сложной структурой дефекта;
- дети биологической группы риска: недоношенные и маловесные дети (рожденные с массой тела менее 1500 грамм), дети, рожденные на сроке гестации меньше 33 недель, дети, находящиеся в сложной жизненной ситуации, дети из неблагополучных семей.
Специалисты в сфере ранней помощи на первичном приеме проведут комплексную оценку развития и функционирования Вашего ребенка, определят наличие и степень выраженности нарушений жизнедеятельности.
По решению психолого-медико-педагогического консилиума определяется вид программы ранней помощи: длительное или краткосрочное сопровождение семьи, однократное или пролонгированное консультирование.
На каждого ребенка составляется индивидуальная программа ранней помощи, реализацией которой занимается междисциплинарная команда специалистов: врач педиатр, врач ЛФК, психолог, учитель-дефектолог, логопед, инструктор по адаптивной физкультуре, инструктор-методист по лечебной физкультуре, социальный педагог, музыкальный педагог. Цели и задачи индивидуальной программы ранней помощи разрабатываются с учетом психического, физического, речевого развития ребенка и осуществляются с применением технологий семейно-центрированного подхода и комплексного раннего системного коррекционного воздействия.
Медико-социальная и психолого-педагогическая помощь осуществляется при тесном взаимодействии специалистов с семьей. Среди форм взаимодействия: дистанционные и очные индивидуальные и групповые консультации; индивидуальные занятия в формате «Родитель-ребенок-специалист»; занятия малыми группами с элементами художественно-театральной деятельности; помощь в организации образовательного пространства в домашних условиях, подборе вспомогательных специальных технических средств; рекомендации по информационно-образовательным ресурсам и др.
Данные формы взаимодействия позволяют подготовить родителей к объективной оценке психо-физического состояния ребёнка, его способностей и возможностей, познакомить и обучить коррекционно-педагогическим технологиям, сформировать готовность к целенаправленному самостоятельному использованию полученных знаний в процессе реабилитации ребенка и использовать их для закрепления в домашних условиях.
С целью оценки эффективности применяемых методик и коррекции индивидуального образовательного маршрута ежеквартально проводятся промежуточно-диагностические исследования уровня развития ребёнка, формируются рекомендации родителям по продолжению реализации программы и закреплению полученных детьми навыков и знаний.
Если Ваш ребенок имеет «особенности» развития или Вы просто обеспокоены развитием ребенка, мы готовы принять Вашу семью в программу ранней помощи и оказать содействие по всестороннему развитию потенциальных возможностей ребенка с ограниченными возможностям здоровья, профилактике инвалидизации, нормализации детско-родительских отношений, полноценному включению семьи в социальное окружение и общество.
Фотогалерея