Основные принципы организации работы Службы ранней помощи
Недавно мы публиковали материал о Службе ранней помощи нашего Центра, и получили несколько звонков с просьбой, рассказать поподробнее о том, что и как делается в отделении СРП, как попасть к нам на программу и каким семьям и с какими детьми оказывается такая поддержка?
Сегодня мы расскажем, как это работает и какие формы оказания услуг используются в ГБУ НПЦ МСР имени Л.И. Швецовой?
В СРП ГБУ НПЦ МСР имени Л.И. Швецовой помощь семьям оказывает мультидисциплинарная команда специалистов, в состав которой входят: невролог – он как правило является куратором случая, педиатр- развития, прошедший специальную подготовку, инструкторы по лечебной и адаптивной физкультуре, дефектолог, логопед, психолог, социальный педагог.
По решению специалистов психолого-медико-педагогического консилиума Центра разрабатывается индивидуальная программа ранней помощи, которая, в том числе и определяет форму сопровождения. Оказание услуг ранней помощи осуществляется в различных формах: длительное или краткосрочное сопровождение семьи с разработкой индивидуальной программы ранней помощи или без разработки последней, однократное или пролонгированное консультирование.
Цели и задачи индивидуальной программы ранней помощи разрабатываются совместно с родителями ребенка с учетом психического, физического, речевого развития ребенка и осуществляются как на индивидуальных занятиях, так и на занятиях малыми группами.
Применяемые коррекционно-развивающие методики направлены на развитие пространственного и логического мышления, двигательных навыков рук и крупной моторики, зрительного восприятия, памяти, расширение кругозора, подготовку к усвоению начальных представлений о грамоте.
Активно используются как традиционные, так и нетрадиционные технологии: игры с кинетическим песком, манкой, фасолью; игры с водой, игры с водой контрастной температуры; арт-терапия; музыко- и сказкотерапия; игровые упражнения с использованием солевых грелок; игры-упражнения с природными материалами и др.
Также в работе СРП практикуется форма дистанционного сопровождения. Это онлайн — сеансы видеосвязи, во время которых осуществляется наблюдение за деятельностью ребенка и действиями родителей по реализации задач программы ранней помощи, консультирование и обучение родителей, информационно-психологическая поддержка.
Ещё одна форма сопровождения семьи – это домашнее визитирование, во время которого специалист имеет возможность оценить уровень функционирования ребенка в естественных жизненных ситуациях, привычной среде (просыпание, прием пищи, игра, прогулка, высаживание на горшок и др.)
Ещё раз подчеркнём, что медико-социальная и психолого-педагогическая помощь реализуется при тесном взаимодействии специалистов с семьёй. Регулярно проводятся дистанционные и очные индивидуальные консультации для родителей; плановые просветительские лекции, беседы, тренинги в рамках программы «Школа для родителей»; индивидуальные занятия в формате «Родитель-ребенок-специалист»; занятия малыми группами с элементами художественно-театральной деятельности; помощь в организации образовательного пространства в домашних условиях, подборе вспомогательных специальных технических средств; рекомендации по информационно-образовательным ресурсам и др.
Мы настраиваем родителей на объективную оценку психофизического состояния ребёнка, его способностей и возможностей, обучаем их коррекционно-педагогическим технологиям, применяемым в обычной жизни. Для того, чтобы родители с помощью полученных знаний могли самостоятельно продолжать работу по развитию ребенка, его социализации в домашних условиях, сохраняя один из основных принципов оказания ранней помощи – её непрерывность.