Интервью с Экспертом Программы развития ООН по международному развитию в РФ О.В.Генераловой-Кутузовой

Одним из ключевых событий уходящего года в жизни нашего Центра стала прошедшая в рамках Международного дня инвалидов стратегическая форсайт-сессия, в ходе которой эксперты делились взглядами на будущее комплексной реабилитации.

О.В. Генералова-Кутузова

О Повестке устойчивого развития на период до 2030 года, разработанной Генеральной ассамблеей ООН в качестве «плана достижения лучшего и более устойчивого будущего для всех», рассказала в своём докладе Эксперт Программы развития ООН по международному развитию в РФ О.В. Генералова-Кутузова.

Её выступление вызвало большой резонанс. Мы попросили Ольгу Владимировну остановиться более подробно на участии России в международной программе по реализации 17 целей устойчивого развития, о которых говорится в Повестке ООН.

 «Никого не оставить в стороне» — инвалиды и Цели Устойчивого развития ООН». Послесловие. Интервью с О.В. Генераловой-Кутузовой

экспертом Программы развития ООН по международному развитию в РФ, экспертом программы Глобальной инициативы по инклюзивным рынкам. Член команды специалистов Европейской экономической комиссии ООН по устойчивой энергетике, обозреватель Всемирной Организации ООН по интеллектуальной собственности.

О.В.: Все страны отчитываются об уровне достижения ЦУР, поэтому их можно использовать для поддержки, мониторинга и практической реализации, а также для полноценной разработки политики, программ и бюджетов, учитывающих интересы и права людей с инвалидностью.*

На Ваш взгляд, состоялся ли поворот России в сторону устойчивого развития?

— Поворот состоялся ещё в 1996 году, когда Президент Российской Федерации утвердил Концепцию перехода страны к устойчивому развитию, которая была направлена на обеспечение баланса в решении социально-экономических задач и задач по сохранению благоприятной окружающей среды и природно-ресурсного потенциала для удовлетворения потребностей людей.

По данным Аналитического Центра при Правительстве РФ, ответственного за мониторинг выполнения взятых Россией обязательств, 12 национальных проектов и Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры прямо или косвенно затрагивали 107 из 169 задач, определённых в 17-и Целях Устойчивого Развития.

В последние годы Россия демонстрировала значительные успехи по достижению таких ЦУР, как «Ликвидация нищеты», «Качественное образование», «Достойная работа и экономический рост». Пандемия коронавируса, конечно, внесла свои коррективы, поэтому потребуются дополнительные усилия и меры для достижения заявленных результатов.

Какие задачи нужно решить России в первую очередь для достижения поставленных на международном уровне целей?

В работу по достижению ЦУР активно включилась Счётная палата РФ. Она летом 2020 г. выпустила аналитический доклад, размещённый на официальном сайте, в котором дала рекомендации Правительству по достижению целей устойчивого развития ООН.

Основной проблемой оказалось отсутствие управленческого аппарата. Для того, чтобы повысить эффективность работы по внедрению Повестки устойчивого развития, нужно в первую очередь определить ответственный орган и наладить эффективное межведомственное взаимодействие.

О.В.: вовлечение людей с ОВЗ не только социальная, но и экономическая задача. Без их вовлечения в экономику ЦУР никогда не будут достигнуты. Тем не менее, ситуация такова, что в большинстве случаев люди с ОВЗ остаются «за бортом» активной деятельности и становятся невидимками для многих сфер жизни и экономики*.

Какова роль сотрудничества государства и бизнес — сообществ в исполнении ЦУР в вопросах вовлечения людей с инвалидностью в экономику?

Государство на законодательном и исполнительном уровнях создаёт такие условия, при которых бизнесу было бы выгодно вовлекать людей с инвалидностью в экономику.

Бизнес-сообщества отслеживают мировые тренды и помогают государству оформить такие инициативы в законодательные и исполнительные акты, а потом продвигают национальные программы и совместно с государством отслеживают их исполнение.

Что понимается под инклюзивной моделью бизнеса?

Бизнес в эпоху кризиса должен быть более инновационным и гибким, применять инновации и готовиться к изменениям, поэтому большой потенциал для развития предпринимательской деятельности часто лежит там, где его обычно не ищут, а именно среди уязвимых слоёв населения с низким доходом. Взаимная заинтересованность международных организаций и частного сектора привела к появлению концепции «Инклюзивный Бизнес», к которой в настоящее время неуклонно растёт интерес во всем мире.

В виде концепции инклюзивная бизнес-модель впервые была представлена в 2008 году в докладе Программы развития ООН «Преимущества для всех: стратегии ведения бизнеса с привлечением бедного населения» (англ. Creating Value for all: Strategies for Doing Business with the Poor). Различные аспекты бедности требуют разных решений. Кто-то сможет получить преимущества от улучшения доступа на рынок, при наличии каких-то активов — земля, здоровье, образование — или небольшой доход для развития. Но люди, не имеющие практически ничего, не могут использовать преимущества рынка. Им необходима целевая поддержка для получения устойчивого дохода и использования рыночных отношений. 

Инклюзивная бизнес-модель включает бедных в качестве потребителей, как клиентов или покупателей, и в качестве работников, производителей и предпринимателей на разных этапах цепочки создания стоимости, обеспечивая взаимовыгодное развитие бизнеса с участием бедных.

Таким образом, население с низким уровнем дохода получает шанс стать частью компании в качестве сотрудников, поставщиков сырья, дистрибьюторов, розничных торговцев или поставщиков услуг. Ещё один вариант создания инклюзивного бизнеса подразумевает социальное предпринимательство — производство необходимой продукции и услуг непосредственно для нуждающихся людей.

Каковы задачи программы Глобальной инициативы по инклюзивным рынкам?

Главной задачей программы, запущенной в 2006 г. — Программа развития ООН (ПРООН) — было привлечение внимания к проблеме включения бедных и маргинализированных слоев населения в экономическую активность и развитие социальной ответственности компаний.

Эта инициатива также взаимосвязана с Глобальным договором ООН (ГД ООН) –  международной инициативой для бизнеса в сфере корпоративной социальной ответственности и устойчивого развития. Созданный в 2000 году по призыву экс-Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, ГД ООН стал важным инструментом вовлечения бизнеса в формирование и продвижение концепции устойчивого развития.

ГД ООН демонстрирует новый подход к самой природе бизнеса, который становится на одну сторону с обществом, разделяя и создавая с ним общие ценности в интересах человека и природы, человечества и планеты.  Надёжность и перспективность любого бизнеса стали оцениваться не только в экономическом, но и экологическом, социальном и этическом отношениях. Разделы о социальной ответственности включаются в годовые отчёты компаний.

Включение принципов ГД ООН в коммерческие и деловые стратегии, публичное подтверждение приверженности ГД ООН и Повестке-2030 являются сегодня широко признанными показателями ответственной корпоративной практики и добросовестной деловой репутации, а также важными элементами долгосрочной устойчивости бизнеса.

В России при поддержке МИД РФ зарегистрирована Ассоциация «Национальная сеть Глобального договора», которая проводит работу по внедрению принципов ГД в работу российского бизнеса.

 

_____________________________________________________________________________

*Выдержки из доклада О.В.Генераловой-Кутузовой «Никого не оставить в стороне» — инвалиды и Цели Устойчивого развития ООН».