Третьяковская галерея «Натюрморт» 12 января
С помощью двух сотен произведений — живописных, графических, декоративно-прикладных — нам рассказывают о том, как время, эпоха, судьба человека и глубокая мысль художника формулируются с помощью фруктов, кубков и битых кувшинов. Вход на выставку оформлен наподобие высоченного дверного проема, и над ним висит десюдепорт Ивана Фирсова с цветами и фруктами, то есть буквально декоративное панно, которое надлежит помещать dessus de porte, «над дверь.
С одной стороны, выставка дидактичная, выстроенная по типам натюрмортов: vanitas, атрибуты наук и искусств, всевозможные обманки, цветы и плоды, кухни, натюрморты в интерьерах и портретах. А с другой стороны — игровая, выстроенная на контрастах между старым и новым искусством, так что рассуждать о метаморфозах можно до бесконечности. Кроме того, для этой выставки многие работы были привезены из запасников Государственного Эрмитажа, Русского музея, Исторического музея, «Кусково» и «Останкино», частных коллекций. Когда еще мы смогли бы увидеть русские vanitas XVIII века с черепами и догорающими свечами, напоминающие о бренности всего земного, из коллекции Исторического музея или почти барочные россыпи яблок и лука Евдокима Волошинова, свидетельствующие, напротив, о щедрости земли из коллекции Сумского художественного музея. Или обманки — живописные, рисованные, обрезные. Или ботанические атласы теперешней иконы феминизма, ученой немки Марии Сибиллы Мериан, в 1699-м совершившей путешествие в Суринам,— ее рисунки, хранящиеся в Петербурге в архиве Академии наук, купил в назидание отечественным кавалерам и дамам Петр I. Самым большим и роскошным разделом выставки вышел раздел про цветы и плоды.
От лица пациентов и сотрудников центра выражаем благодарность администрации музея за предоставленную возможность посетить выставку, и экскурсоводу Дарье Михайловне Бялик за интересный рассказ.