СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ. ИСКУССТВО ВОЗВРАЩАЕТ К ЖИЗНИ

Недавно в мире отмечался прекрасный профессиональный праздник – День социального педагога. Естественно, мы, сотрудники Центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой, от всей души поздравляем виновников торжества и желаем всего самого доброго и светлого! Между тем, хотелось бы отметить, что человеку непосвященному не всегда понятна суть работы социального педагога. Чтобы внести ясность, лучше всего показать что-то на живом примере. Светлана Фокина работает в нашем Центре социальным педагогом. Свои занятия она ведёт по авторской методике. Комплексная программа социально-психологической реабилитации «Исцеляющая сила искусства», разработанная Светланой, опирается на технологии арт-терапии. Предлагаем познакомиться с ней более подробно.

Арт-терапия, то есть лечение с помощью искусства, – это совокупность методов, в которых используются приемы художественной деятельности: рисунок, живопись, графика, мозаика, коллажи, все виды лепки, аппликации, моделирование, ниткографии, шерстяной живописи, шитье, вязание и многое-многое другое. Очень важно, что программа Светланы Фокиной включают в себя не только разные техники арт-терапии, но и групповые психологические тренинги, методические приемы, направленные на восстановление душевного равновесия и развитие желания общаться.

Большое внимание в работе уделяется использованию природных материалов. Контакт с ними очень важен и решает сразу несколько реабилитационных задач. В первую очередь стоит говорить о стабилизации психосоматического состояния, снятии мышечного и психоэмоционального напряжения, релаксации. Работая с песком, камушками, шишками и листочками, развиваются сенсорные функции и предметно-манипулятивная деятельность участников занятий. Происходит активизация познавательных способностей, а также развитие речевого и предметно-действенного общения с окружающими. В свою очередь групповые занятия не только развивают коммуникативные способности, но и расширяют круг социальных контактов.

Для того чтобы описать все занятия, входящие в комплекс, не хватит и часа, поэтому остановимся лишь на некоторых из них.

  • Песочная терапия

Песок – прекрасный антистресс: он даёт эффект «заземления», убирает напряжение и излишнее возбуждение нервной системы. Игры с песком – это очень бережный и экологичный способ оздоровления психики для людей любого возраста. Песок стимулирует тактильные ощущения и идеально подходит для «сенсорных» пространств. С песком можно успешно работать без слов, а только через действия и чувствование. Это очень важно в случае, если пациент не разговаривает или не может выразить своё состояние вербально. Существует целое направление, в котором применяются все вышеперечисленные свойства песка – «песочная терапия». Можно сделать «японский сад камней» в миниатюре. На подносе размещаются камушки, рисуются узоры на песке. Это занятие снижает нервное напряжение, развивает творческие способности.

  • Мозаичные картины

Камни разного размера, цвета и фактуры являются хорошим материалом для создания мозаичных картин и панно. Самый простой вариант – приклеивать камни с помощью клея или двустороннего скотча к картону. Более прочной основой может быть лист ДСП, керамическая плитка, деревянная пластина. В качестве дополнения к камням подойдут ракушки, семена растений, бусины и паетки.

  • Коллаж из круп и специй

Это творческая техника заключается в том, чтобы создать изображение, наклеивая на лист бумаги разные крупы, специи, косточки яблок и цитрусовых, хурмы, лавровые листья. Можно создавать тематические коллажи на какую-то тему, можно – абстрактные, отражающие настроение. Также подойдёт вариант оформления таким образом крупных раскрасок. Подобная техника задействует визуальный, тактильный каналы восприятия, обоняние, развивает мелкую моторику. Из материалов удобно использовать клей ПВА или двустороннюю клейкую ленту.

  • Картины из сухих растений

Это творческая игра происходит в два этапа. Первый – прогулка на природе, во время которых собираются красивые растения, цветы, листья. По возвращению домой закладываем собранный материал в книги на просушку. Через 2 недели, когда всё высохнет, можно делать чудесные картины, аппликации из сухих растений.

  • Шерстяная живопись

Цель использования техники «шерстяная живопись» – снятие стресса и внутреннего напряжения после перенесённых травм. Живопись шерстью – это уникальная техника выкладывания волокон под стекло. При этом получается объёмная картина, валяния не требуется. Картины из шерсти создаются на грани прикладного искусства и живописи. Часто шерстяную живопись называют «шерстяной акварелью». Шерсть очень пластична и послушна, она позволяет воплотить в жизнь любой замысел художника.

Техник, применяемых в арт-терапии, множество и каждая из них имеет свои уникальные особенности. Какая покажет себя наиболее эффективной знает – специалист. Так что, как видите, профессия социального педагога многогранная, сложная и очень интересная. А главное, она действительно помогает в реабилитации, делая её не только полезной, но и увлекательной!