Медсестра. Не всему учат в учебниках

Вчера мы поздравляли наших коллег с профессиональным праздником, Международным днём медицинской сестры. А сегодня решили, почему бы не пообщаться и не позадавать удобные и не очень вопросы тому, кто находится в самой гуще событий. Наталья Линовицкая, старшая медсестра 2 отделения медико-социальной реабилитации нашего Центра согласилась выступить в роли подопытного кролика и надо отдать ей должное, стоически вынесла это испытание! Этот материал не про «секреты профессии», «борьбу с эмоциональным выгоранием» и «уроки личностного роста». Нет! Мы с Натальей поговорили о том, что по-настоящему важно: человечности, эмпатии и умении быть нужным.

Какими качествами должна обладать медсестра?

В первую очередь именно человеческими качествами: отзывчивостью, пониманием, состраданием. Это основное, мне кажется. Потому что больному человеку нужно чтобы его утешили, чтобы его поняли, чтобы ему не отказывали. Профессиональные качества безусловно тоже нужны. В силу многих особенностей некоторые процедуры не всегда комфортны и именно в эти моменты необходимо поговорить с человеком, успокоить его, отвлечь от ситуации. Я считаю, что всегда во главу угла должны ставиться душевные качества человека.

Но им же не учат?!

Дело в том, что как раз человек идёт в эту профессию осознанно. И, действительно, не всему учат в учебниках! Это всё приходит. Когда ты начинаешь работать с пациентами, то ты начинаешь видеть, чем ты ему можешь помочь, что ты ему можешь сказать. Мы же не только выдаём таблетки, мы не только делаем инъекции. Мы как раз очень часто помогаем просто по-человечески: разговариваем, утешаем.

Бывают такие моменты, что, вот, всё надоело?

Ха, такие моменты, наверное, могут быть у всех, у каждого, в любой профессии! Но побушевал и всё. Начинаешь переосмысливать. Нужен глубокий вдох, выдох, секунду «на подумать» и идёшь дальше! Никогда нет такого чувства, что всё, надо на этом заканчивать.

А что толкает вперёд?

Я всегда считала, что нужно представить на месте пациента своего самого близкого и дорогого человека. Соответственно сразу задаёшь себе вопрос: а как бы тебе хотелось, чтобы относились к нему? Мы ведь сами хотим, чтобы к нам относились хорошо, когда у нас что-то болит. Мы хотим, чтобы на нас обратили внимание, нам всё рассказали и показали. Поэтому нужно на месте больного человека представлять своего близкого, да даже самого себя! Поэтому ты будешь поступать так, как ты бы хотел, чтобы с тобой поступили, правильно? Такое отношение в процессе работы, наверное, само по себе вырабатывается.

Есть чувство гордости за то, что делаешь или это больше груз ответственности?

Конечно, гордость есть! Ответственность – само собой. А гордость появляется, когда видишь, что после твоих действий человеку становится легче, когда он начинает улыбаться, когда говорит «спасибо». Конечно, на душе становится хорошо, когда понимаешь, что человеку стало легче. Когда видишь результат своей работы, на этом не хочется останавливаться. Мне кажется это самое важное.

В какие моменты испытываешь наиболее сильные эмоции?

Я начинала работать медсестрой с онкобольными. Вот там ты всё видишь, у тебя всё на глазах. Работала и с пациентами, которым оставалось несколько часов жизни. Поэтому, когда ты можешь хоть немного облегчить их страдания, то появляется внутри это чувство, что я смогла им помочь прожить ещё немного, без боли, без мучений, достойно. В нашем Центре тоже бывают очень эмоционально сильные моменты, ведь каждому из пациентов находящихся здесь нужна помощь и поддержка. А это дорогого стоит! Вообще, мне кажется в этой сфере задерживаются люди, которые готовы в чём-то отказать себе для блага других. Это не громкие слова, просто ты же не оставишь человека без помощи только потому, что у тебя вот именно сейчас закончился рабочий день! А так, конечно, очень приятно слышать слова благодарности от пациентов. Тогда и понимаешь, что всё не зря!