Государственное бюджетное учреждение города Москвы
Научно-практический Центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Версия для слабовидящих
Наш сайт использует куки. Продолжая пользоваться нашим сайтом, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением.
Согласен
Close
Оставьте сообщение, и мы свяжемся с Вами
Советы экспертов

Нарушение фонематического слуха у детей

Юлия Степанова,

логопед Научно-практического центра медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой

Почему ребенок плохо говорит?

Причины могут быть разнообразны и сочетаны, их может быть одна или несколько. Нарушение фонематического слуха – одна из причин нарушения звукопроизношения. Фонематический слух – это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Различение звуков речи, фонематический слух, является основой для понимания смысла сказанного. Когда люди слышат иностранную речь, то они воспринимают ее как поток звуков, и не в состоянии выделить первый звук, последующий, последний, разделить этот поток на слова, посчитать, сколько звуков в слове, и, следовательно, понять смысл сказанного. К этому умению и должен подойти ребенок в процессе развития и обучения к концу дошкольного периода для успешного освоения процессов чтения и письма.
{$te}
Формирование речевого восприятия начинается с узнавания природных, бытовых и музыкальных шумов, голосов животных и людей. Различение неречевых звуков – это более элементарная функция по отношению к речи. Поэтому занятия стоит начинать с обучения распознавания неречевых шумов. На базе этого навыка и формируется фонематический слух. Ребенок не может в своем развитии перескочить этот этап. Надо учить ребенка слушать, как капает вода из крана, едет машина на улице, чертит карандаш по бумаге, лает собака и т.д. При этом умение различать неречевые звуки должно обязательно сопровождаться развитием чувства ритма, умением локализовать звук в пространстве. Ребенку не надо видеть предмет, чтобы понять, что или кто издает звук. Обычно работа начинается с элементарных видов определения различений: тихо-громко, быстро-медленно. Также проводим работу по локализации звука в пространстве. Издаем неречевые звуки (гремим погремушкой, хлопаем в ладоши и т.д.) в разных местах относительно тела ребенка, и он поворачивает голову, направляет взгляд в этом направлении. Важно отнестись к этим упражнениям серьезно, уделить им столько внимания и времени, сколько понадобится, и при этом не забывать, что Ваши занятия должны стать привлекательными и интересными для ребенка.
На базе сохранного физического слуха и развитого неречевого слуха и формируется умение дифференцировать речевые звуки, то есть различать их по принципу ударности-безударности, звонкости-глухости, твердости-мягкости и т.д.
Итак, подведем итоги и выстроим алгоритм действий: сохранный физический слух – обучать умению различать и локализовать неречевые звуки – обучать чувству ритма – формировать фонематический слух – обучать операциям звукового анализа и синтеза – обучать навыкам чтения и письма. Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению, которые в дальнейшем ответственны за оптимальное протекание процесса вообще любого обучения. Дорогие родители, удачи вам в нелегком деле развития и обучения детей!».