Государственное бюджетное учреждение города Москвы
Научно-практический Центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Версия для слабовидящих
Наш сайт использует куки. Продолжая пользоваться нашим сайтом, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением.
Согласен
Close
Оставьте сообщение, и мы свяжемся с Вами
Новости

БАРОКАМЕРА. ПОЧУВСТВУЙ СЕБЯ КОСМОНАВТОМ

Техника и технологии
У любого любителя научной фантастики внешний вид барокамеры, располагающейся в Центре медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой, не вызовет удивления: подумаешь, очередная межгалактическая спасательная капсула! Однако для людей, немного более приземленных, уже само существование в реабилитационном учреждении кабинета гипербарической оксигенации, входящего в состав физиотерапевтического отделения, скажет о многом! Сегодня продолжаем знакомиться с техническими возможностями нашего Центра, а о том, как работает и для чего нужна барокамера – рассказывает врач ГБО Елена Проняева.
Если обратиться к сухому языку терминов и формулировок, то можно узнать, что в кабинете гипербарической оксигенации с использованием специальной барокамеры применяются методики улучшения оксигенации крови для лечения хронических последствий травм, заболеваний периферической и центральной нервной системы. Но что всё это значит на практике? Перед нами аппарат цилиндрической формы с датчиками и большими окнами-блистерами, очень похожий на батискаф. Воплощение фантазий Жюля Верна, но не в морских глубинах, а на суше.

Если максимально упрощенно, то баротерапия основывается на принципах лечения кислородом под давлением. Этот метод показал отличные результаты у пациентов, имеющих проблемы с артериальной и венозной недостаточностью сосудов нижних конечностей, с травмой спинного мозга, когда нарушена трофика, с последствиями нарушения мозгового кровообращения. В результате улучшается питание тканей, их регенерация, восстанавливается нарушенная трофика, ускоряется регенерация нарушенных кожных покровов. Заметный результат врачи получают уже на 5-7 сеанс.
Перед назначением курса лечения в барокамере обязательно проводится консультация врача, в ходе которой выясняются какие проблемы, связанные со здоровьем, помимо основного диагноза у человека существуют. Так как пациент ложится в камеру целиком, баротерапевт должен собрать анамнез полностью и уже с учетом возраста, проблем, сопутствующих заболеваний проводится курс и подбирается соответствующий режим занятий.

В обычной жизни человек дышит в воздушной среде, в которой кислород составляет 21%. В барокамере устанавливается повышенное содержание кислорода, а давление позволяет насильственно насыщать им эритроциты и жидкую часть крови – плазму. Такого курса хватает на 6-8 месяцев! Кстати, если человек курит, то иллюминация кислорода, то есть его выведение из организма после цикла процедур, происходит быстрее. Имейте это ввиду – курить вредно!
Кстати, интересный момент. Использование барокамеры актуально не только в процессе лечения определенных нозологий, но и в профилактических целях. И здесь опять же в основе лежит комплексное действие кислорода для повышения адаптационных возможностей организма. Научно доказано, что применение гипербарической оксигенации снижает риск возникновения и развития целого спектра заболеваний.

Лечение кислородом в барокамере улучшает общее самочувствие пациента: увеличивается активность, физическую нагрузку человек начинает переносить на порядок лучше. Баротерапия стабилизирует артериальное давление, улучшается гемодинамика. Пациенты Центра говорят про свои ощущения так: достаточно одного сеанса, а такое чувство, будто спал ночь! Это отличная возможность восстановления после высокой физической нагрузки. Процесс реабилитации занимает у пациентов очень много сил: на ЛФК и на физиотерапии надо серьезно работать. Здесь же они отдыхают. Меняется тон кожи. Многие отмечают, что улучшается ощущение цвета – после барокамеры мир становится ярче, зрение лучше становится.
Первые пять минут после того, как люк герметично закрылась, идет продувка, то есть замещение среды внутри камеры. Воздух вытесняется, и камера заполняется кислородом. Пиковое содержание которого, в зависимости от показаний, достигает 95%. Когда идет продувка, никаких особых изменений пациент не ощущает. После замещения среды приступают к подъему давления. Закладывает уши, как в самолете. Физика проста: давление снаружи возрастает – барабанная перепонка втягивается. Это не опасно, правда, чтобы избежать дискомфорта надо открыть рот, позевать, сглотнуть слюну или «продуться», как это делают ныряльщики. Когда заданное давление набрано, врач дает отбой пациенту. Многие во время процедуры в барокамере спят или дремлют.

Пульт управления позволяет контролировать множество параметров как среды внутри камеры, так и самого пациента: от температуры и влажности воздушной смеси, вплоть до ЭКГ пациента. Скорость изменения давления также регулируется врачом вручную в зависимости от потребностей пациента. Кроме того, поддерживается постоянная связь с ним.
Никита Ухолкин, молодой парень, проходящий реабилитацию в нашем Центре после травмы шейного отдела позвоночника, отмечает: «У меня после барокамеры происходит какой-то приток энергии, улучшается сон, стабилизируется давление. Сил после одного сеанса – хоть отбавляй на весь день, а когда проходишь полный курс, то это чувство как будто «закрепляется» и остается очень надолго».

Роль кабинета гипербарической оксигенации в реабилитационном учреждении сложно переоценить. Однако важно помнить, что любая, даже самая совершенная техника, без человека ничто. Внутри барокамеры человек все равно будет испытывать легкий дискомфорт – это вполне естественно. И только от врача и специалистов кабинета ГБО зависит насколько легко пройдет для пациента время, проведенное в барокамере. Сотрудники нашего Центра все время сеанса находятся на связи с пациентом, удерживая аудио и визуальный контакт. Ну и, конечно, большую роль играет доброжелательность, уверенность и спокойствие врачей, окружающих реабилитанта.