Государственное бюджетное учреждение города Москвы
Научно-практический Центр медико-социальной реабилитации инвалидов имени Л.И. Швецовой
ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ
Версия для слабовидящих
Наш сайт использует куки. Продолжая пользоваться нашим сайтом, Вы соглашаетесь на обработку персональных данных в соответствии с Политикой конфиденциальности и Пользовательским соглашением.
Согласен
Close
Оставьте сообщение, и мы свяжемся с Вами
Новости

НЕ ПРОСТО ИЗО: ЗАНЯТИЯ ПО ХУДОЖЕСТВЕННО-ПРИКЛАДНОМУ ИСКУССТВУ

Творчество
Искусство – это придумать и создать своими руками целый мир, населить его фантастическими или вполне привычными обитателями, дать начало истории и просто вдохнуть жизнь в ниточки, кусочки ткани и маленькие бисеринки. Быть демиургом не легко, но доступно любому. Это каждый день доказывает Светлана Фокина, социальный педагог нашего Центра.
Непосвящённому человеку со стороны может показаться, что то, чем занимаются на занятиях у Светланы – некая смесь урока по рисованию, труду и рукоделию, завязанные на основы моделизма и конструирования. И да, и нет. В действительности всё гораздо сложнее. Светлана Фокина – педагог ХПИ, художественно-прикладного искусства. Однако в разрезе реабилитации, которую проходят пациенты Центра имени Л.И. Швецовой, это направление творчества начинает наполняться множеством новых смыслов. Палитра применяемых методик и техник различается от занятия к занятию, подстраиваясь под особенности участников.
«В своей работе мы стараемся затронуть разные виды творчества. Причём именно креативные его виды! Рисование, лепка, аппликация – безусловно, конечно, это всё присутствует, но мы подбираем и комбинируем наши занятия так, чтобы в первую очередь они были направлены на снятие эмоционального напряжения. Добавляем множество новых техник, некоторые из которых есть только в нашем Центре. Приходя на занятие, пациент через творчество выражает свой внутренний мир, своё настроение», – говорит Светлана.

Особое внимание в работе уделяется материалам. Пожалуй, только у реквизиторов Большого театра больше предметов, из которых впоследствии будет создан ослепительный шедевр. Обилие применяемых техник обязывает иметь широкий арсенал средств для их воплощения. Например, шерстяная живопись – это выкладывание настоящих картин с помощью прядей и нарезки шерсти. Пластилинография, как видно из названия, – работа с пластилином. А при торцевании бумага скручивается особым образом и работы «собираются» из этих маленьких элементов, подобно мозаике. Ещё есть украшение бисером, роспись контурными красками по дереву и стеклу, работа с кожей и миллион других способов нескучно провести время.
Во всём это многогранном творческом процессе огромное значение имеет реабилитация, отмечает Светлана Фокина: «Используем всё: мех, шерсть, кожу, кусочки тканей, нитки, бусинки. Делаем игрушки из помпонов. Сами разрабатываем схемы для выкроек игрушек из фетра и делаем их. Обратите внимание, зачастую это очень мелкие предметы, с которыми надо обращаться с осторожностью, аккуратно. Работая с ними, происходит не только создание некоего произведения искусства, не только акт арт-терапии и психологической разгрузки. Такие занятия несут огромную терапевтическую пользу. Развивая мелкую моторику, память, внимание, зрительное восприятие и речь у пациента, мы вносим значительный вклад в процесс его реабилитации».
Увидеть рождение придуманного тобой образа – дорогого стоит. Тем более если изначально не было уверенности в успехе мероприятия: «Очень важно, что на наших занятиях пациент сразу видит результат своей работы. Тем, кто пришёл впервые, многие вещи, которые мы делаем, кажутся какими-то фантастически сложными. Часто можно услышать: «я не смогу, я не справлюсь». Но мы начинаем вместе работать и происходит чудо! Оказывается всё не так сложно! И, вот, когда человек видит, что у него получается и получается красиво, так как он и задумывал – это удивительные эмоции!»

Появление веры в себя, в свои собственные силы, понимание того, что если приложить достаточно усердия, то всё получится – это прекрасная мотивация для людей, находящихся на реабилитации. А положительные эмоции – достойная награда и для самого участника процесса, и для педагога!