Согласитесь, любой спор о том, какое направление художественного искусства «важнее» лишен всякого смысла. Невозможно сказать, мол, музыка играет большую роль в развитии человека, а, вот, фотография и поэзия – нет. Реализация творческого потенциала, стремление к истинной красоте и гармонии может проявляться практически в любой сфере. Именно созидание, как неотъемлемая часть творческого процесса, объединяет многообразие техник и связывает воедино различные виды искусства. Эта аксиома применима и к арт-терапии, которую активно применяют специалисты Центра медико-социальной реабилитации инвалидов им. Л.И. Швецовой. Для пациентов, проходящих реабилитацию, эти занятия – не просто увлекательное времяпрепровождение. Арт-терапия является значительной частью долгого и сложного процесса восстановления после полученных травм или перенесенных болезней. О применяемых практиках, особенностях работы и взаимодействия с пациентами рассказала Светлана Фокина, социальный педагог Центра им. Л.И. Швецовой.
– Какие принципы лежат в основе арт-терапии?
– Естественно, в первую очередь мы говорим об индивидуальном подходе к каждому пациенту. Здесь важно создать условия, при которых человек сможет совершить осмысленный и, главное, самостоятельный выбор техник, в которых он хотел бы работать. Надо максимально избегать навязывания единственно правильной точки зрения, ведь то, чем мы занимаемся – это в первую очередь искусство! При этом в процессе совместной работы мы постоянно инициируем активное взаимодействие, вызывая пациента на положительный эмоциональный контакт. А это возможно только в том случае, когда оба участника процесса «горят» творчеством. Педагог должен быть искренне заинтересованным тем, что он делает. Конечно, в абсолютном большинстве случаев социальный педагог, занимающийся художественно-прикладным искусством, знает значительно больше своих учеников. Тем не менее, стоит чаще доверять творческому процессу. Я глубоко убеждена, что искусство способно пробуждать скрытые механизмы самовосстановления!
– Естественно, в первую очередь мы говорим об индивидуальном подходе к каждому пациенту. Здесь важно создать условия, при которых человек сможет совершить осмысленный и, главное, самостоятельный выбор техник, в которых он хотел бы работать. Надо максимально избегать навязывания единственно правильной точки зрения, ведь то, чем мы занимаемся – это в первую очередь искусство! При этом в процессе совместной работы мы постоянно инициируем активное взаимодействие, вызывая пациента на положительный эмоциональный контакт. А это возможно только в том случае, когда оба участника процесса «горят» творчеством. Педагог должен быть искренне заинтересованным тем, что он делает. Конечно, в абсолютном большинстве случаев социальный педагог, занимающийся художественно-прикладным искусством, знает значительно больше своих учеников. Тем не менее, стоит чаще доверять творческому процессу. Я глубоко убеждена, что искусство способно пробуждать скрытые механизмы самовосстановления!
– Чего можно достичь и какие изменения в состоянии пациента возможны?
– Занимаясь с пациентами художественно-прикладным искусством, а это, буквально, всё: шелкография, валяние, шитьё – десятки и даже сотни различных техник, мы в первую очередь стремимся к коррекции эмоционального состояния. В процессе урока значительно снижается подавленность, тревожность, чувство страха, уходит обидчивость, замкнутость, агрессия, снимается психоэмоциональное напряжение, улучшается настроение. Доверительный и доброжелательный тон, а также возможность для пациента реализовать свои фантазии в процессе арт-терапии помогают сбалансировать внутреннее состояние. Пациент успокаивается и начинает верить в свои силы и способности. Конечный результат приносит удовлетворение и уверенность в себе. Это, скажем, такой психологический аспект. Однако очень важна и «физическая» реабилитация. Восстанавливаются привычные навыки и умения после перенесённых травм и заболеваний, развивается мелкая моторика, а значит память и речь. Из прочих положительных изменений в состоянии пациентов: нормализация сна, повышение уровня самооценки и улучшение настроения. Нередко в ходе наших занятий удается выявить и разрешить многие личностные проблемы.
– Занимаясь с пациентами художественно-прикладным искусством, а это, буквально, всё: шелкография, валяние, шитьё – десятки и даже сотни различных техник, мы в первую очередь стремимся к коррекции эмоционального состояния. В процессе урока значительно снижается подавленность, тревожность, чувство страха, уходит обидчивость, замкнутость, агрессия, снимается психоэмоциональное напряжение, улучшается настроение. Доверительный и доброжелательный тон, а также возможность для пациента реализовать свои фантазии в процессе арт-терапии помогают сбалансировать внутреннее состояние. Пациент успокаивается и начинает верить в свои силы и способности. Конечный результат приносит удовлетворение и уверенность в себе. Это, скажем, такой психологический аспект. Однако очень важна и «физическая» реабилитация. Восстанавливаются привычные навыки и умения после перенесённых травм и заболеваний, развивается мелкая моторика, а значит память и речь. Из прочих положительных изменений в состоянии пациентов: нормализация сна, повышение уровня самооценки и улучшение настроения. Нередко в ходе наших занятий удается выявить и разрешить многие личностные проблемы.
– Какие «прикладные» задачи в реабилитации людей с инвалидностью решает арт-терапия?
– Я стараюсь создать вокруг пациента атмосферу психологического комфорта, развитие способностей и нереализованных возможностей, восстановление моторики пальцев и чувствительности, развитие мышечной активности, полное восстановление утраченных способностей и эмоционального состояния. Во время занятия мы сосредоточиваем внимание пациента на его собственных ощущениях и чувствах, расширяем возможности проявления ощущений, чувств и переживаний на объектах арт-терапии. Арт-терапия – прекрасный инструмент для развития чувства внутреннего контроля, преодоления психологических преград, развития коммуникативных и творческих способностей. Повышается самооценка. Облегчается процесс социальной адаптации пациента.
– Какие виды арт-терапии применяются в Центре им. Л.И. Швецовой?
– Их множество! Рисование красками: пальчиковое, тычком, мятой бумагой, монотипия, каракули, отпечатки, дудлинг и многое другое. Точечная роспись по стеклу, оригами, как модульное, так и корригами, ниткография. На занятиях мы делаем игрушки из помпонов и фетра, занимаемся аппликацией и шерстяной живописью, создаем коллажи. Нашим пациентам очень нравится пластинография – создание картин из пластилиновых комочков. Мы лепим из пластилина и солёного теста, моделируем из бумаги, глины и бросового материала. Занимаемся бисероплетением, квиллингом и декупажем. Направлений и техник очень много, и выбор делается исходя из увлечений, интересов и возможностей человека.
– Я стараюсь создать вокруг пациента атмосферу психологического комфорта, развитие способностей и нереализованных возможностей, восстановление моторики пальцев и чувствительности, развитие мышечной активности, полное восстановление утраченных способностей и эмоционального состояния. Во время занятия мы сосредоточиваем внимание пациента на его собственных ощущениях и чувствах, расширяем возможности проявления ощущений, чувств и переживаний на объектах арт-терапии. Арт-терапия – прекрасный инструмент для развития чувства внутреннего контроля, преодоления психологических преград, развития коммуникативных и творческих способностей. Повышается самооценка. Облегчается процесс социальной адаптации пациента.
– Какие виды арт-терапии применяются в Центре им. Л.И. Швецовой?
– Их множество! Рисование красками: пальчиковое, тычком, мятой бумагой, монотипия, каракули, отпечатки, дудлинг и многое другое. Точечная роспись по стеклу, оригами, как модульное, так и корригами, ниткография. На занятиях мы делаем игрушки из помпонов и фетра, занимаемся аппликацией и шерстяной живописью, создаем коллажи. Нашим пациентам очень нравится пластинография – создание картин из пластилиновых комочков. Мы лепим из пластилина и солёного теста, моделируем из бумаги, глины и бросового материала. Занимаемся бисероплетением, квиллингом и декупажем. Направлений и техник очень много, и выбор делается исходя из увлечений, интересов и возможностей человека.
– Какова роль социального педагога в процессе сеанса арт-терапии?
– Социальный педагог ненавязчиво направляет пациента именно на тот вид искусства, который наиболее подходит ему. К примеру, одним пациентам необходимы технические навыки для развития мелкой моторики. Особенно после инсультов. В таком случае предлагается выбор между пластилинографией, точечной росписью, аппликацией и рисованием или вообще вязание крючком. Другим же пациентам, которым больше требуется психоэмоциональное восстановление я даю менее технические методики: шерстяная живопись, рисование акварелью или тестопластика, а также тренинги – словесные или музыкальные игры, сказкотерапия или музыкальная терапия. Необходимо постоянно контролировать эмоциональное состояние пациента. Важно не забывать о соблюдении многих «сопутствующих» условий, делающих занятия более эффективными: улыбка, одобрение, позитивная оценка результата труда, поощрение, помощь и поддержка, спокойный и уверенный тон.
– Социальный педагог ненавязчиво направляет пациента именно на тот вид искусства, который наиболее подходит ему. К примеру, одним пациентам необходимы технические навыки для развития мелкой моторики. Особенно после инсультов. В таком случае предлагается выбор между пластилинографией, точечной росписью, аппликацией и рисованием или вообще вязание крючком. Другим же пациентам, которым больше требуется психоэмоциональное восстановление я даю менее технические методики: шерстяная живопись, рисование акварелью или тестопластика, а также тренинги – словесные или музыкальные игры, сказкотерапия или музыкальная терапия. Необходимо постоянно контролировать эмоциональное состояние пациента. Важно не забывать о соблюдении многих «сопутствующих» условий, делающих занятия более эффективными: улыбка, одобрение, позитивная оценка результата труда, поощрение, помощь и поддержка, спокойный и уверенный тон.
– Как реагируют на занятия, что нравится или, напротив, вызывает сложности у пациентов?
– Изначально очень многие не видят себя в творчестве, бояться, что у них ничего не получится, что они не смогут достичь сколько-нибудь значимого результата. У многих вообще нет интереса что-то делать своими руками. Особенно, когда они сталкиваются с новым и неизведанным. Но позитивный настрой педагога и поддержка других пациентов всегда приводит к тому, что пациент расслабляется и заинтересовывается. И, конечно, когда его хвалят, поддерживают и направляют, помогают ему, у него рождается желание творить. Некоторые пациенты и дома продолжают заниматься шерстяной живописью, присылают работы на почту или приносят в подарок Центру свои работы, которые мы регулярно объединяем в выставки. Конечно, есть и прирождённые рукодельницы, которые чётко знают и понимают какие именно навыки и знания они хотят приобрести. Такие пациенты делятся опытом с другими, с радостью помогают друг другу и поддерживают.
– Изначально очень многие не видят себя в творчестве, бояться, что у них ничего не получится, что они не смогут достичь сколько-нибудь значимого результата. У многих вообще нет интереса что-то делать своими руками. Особенно, когда они сталкиваются с новым и неизведанным. Но позитивный настрой педагога и поддержка других пациентов всегда приводит к тому, что пациент расслабляется и заинтересовывается. И, конечно, когда его хвалят, поддерживают и направляют, помогают ему, у него рождается желание творить. Некоторые пациенты и дома продолжают заниматься шерстяной живописью, присылают работы на почту или приносят в подарок Центру свои работы, которые мы регулярно объединяем в выставки. Конечно, есть и прирождённые рукодельницы, которые чётко знают и понимают какие именно навыки и знания они хотят приобрести. Такие пациенты делятся опытом с другими, с радостью помогают друг другу и поддерживают.